Мост Золотые Ворота – гордость Америки, cимвол Сан-Франциско

Мост Золотые Ворота – «визитная карточка» Сан-Франциско, одна из основных его достопримечательностей. Миллионы людей съезжаются сюда со всего мира только для того, чтобы увидеть чудо дизайнерской мысли своими глазами. Не отстают и деятели киноискусства. Благодаря своим внушительным размерам и удивительной красоте The Golden Gate Bridge успел «засветиться» в десятках фильмов и телесериалов, среди которых популярные «Зачарованные», «Скользящие», «Звездные врата», «Затерянный мир», «Арктический взрыв» и многие другие. С ним связаны тысячи интересных фактов и легенд. Узнав о нем самую малость, хочется узнавать все больше и больше.

Фото: Loïc Lagarde
Мост Золотые Ворота в Сан-Франциско

 

Знаменитый мост Золотые Ворота находится в США, в штате Калифорния, на севере полуострова Сан-Франциско (соединяет одноименный город с округом Марин).

Своё официальное название мост получил в честь пролива Золотые Ворота, соединяющего Тихий океан с заливом Сан-Франциско.

Стиль Золотых Ворот - классический для висячих мостов второй половины 19 века. Дизайн – изящный и легкий. Многие элементы называют шедеврами конструктивизма, присутствуют и характерные черты арт-деко.

Цвет - визитная карточка моста - не золотой и даже не желтый, а «международный оранжевый», хорошо видимый в тумане и гармонирующий с окружающим ландшафтом.

Схема подсветки – еще одна «изюминка» Золотых Ворот, разработана самим Ирвингом Морроу. Учитывая большие размеры сооружения, именитый архитектор не приветствовал идею одинаковой освещенности всех его элементов. Он настаивал на том, что с наступлением темноты опоры должны постепенно «таять», растворяясь в небесах. Примечательно, что воплотить задуманное в жизнь удалось только к 50-летнему юбилею моста. Ранее от подобной идеи отказывались в целях экономии.

  • Golden Gate Bridge ночью
    Nicolas Raymond
  • Вид с высоты птичьего полета
    Anita Dikinme
  • В утреннем тумане
    Frank Schulenburg
  • Золотые Ворота и Крепость Форт Пойнт
    David Ball
  • John Weiss
  • David Yu
  • Noël
  • CGP Grey
  • Ronnie Macdonald

Мост Золотые Ворота в цифрах – это общая длина 2700 м (из них 1280 м - основной пролет), ширина 27 м, масса более 890 000 тонн. Это более 23 000 кубометров бетона и более 73 тысяч тонн металла, в том числе 130 000 км металлических тросов - достаточно, чтобы трижды обогнуть экватор!

Автомобильное движение распределяется по шести полосам. Но не привычным образом, по три полосы в каждую сторону, а в зависимости от загруженности магистрали. Велосипедные дорожки проходят по обеим сторонам моста и работают строго по расписанию. Пешеходам отведена только ориентированная на город восточная часть.

По обеим сторонам, у опор, расположено огромное количество различных мест отдыха. Возле одной - популярный ресторан калифорнийской кухни. Возле другой - туристический павильон, представляющий интересные экспонаты, связанные с мостом, и сувенирные лавки, в которых есть все: от привычных магнитиков до тематического шоколада.

На вершине мостовых опор находятся специальные светильники-маяки для самолетов. В центральной и южной его частях - горны, звуковые сигналы которых направляют в тумане корабли. С июля и по октябрь их звуки раздаются по 5 часов в день.

Проезд для частных автомобилей платный. Сборы идут на пополнение городского бюджета. С машин скорой помощи и прочих подобных служб, денег не берут. Пешеходы также пользуются мостом бесплатно.

Завораживающее таймлапс-видео: мост Золотые Ворота и Сан-Франциско с высоты птичьего полета

История моста, которого могло не быть

Был ли тому виной пик «золотой лихорадки» или захлестнувшие город пожары, но паромная переправа (крупнейшая в мире на тот момент) перестала справляться с потоком людей, и вопрос о мосте через пролив «встал ребром». Мост должен быть достаточно высоким, чтобы под ним спокойно проходили военные корабли из окрестных доков, и достаточно прочным, чтобы противостоять частым бурям и океанским волнам.

Опыт строительства подобных сооружений был равен нулю. Место для постройки не самое удачное – разлом Сан-Андреас, где велика вероятность землетрясений. Задача казалась невыполнимой ровно до тех пор, пока штатный городской инженер Майкл О`Шонесси не встретил на промышленной ярмарке Джозефа Страусса – «маленького человека с комплексом Наполеона».

Страусс, имевший за плечами опыт работы над сотнями разводных мостов и порядком уставший от простой для него работы, с энтузиазмом принялся за дело и вскоре представил первые эскизы моста, сочетающего в себе элементы консольной и подвесной технологий. Проект был недорогим и… невероятно уродливым.

Началась долгая бюрократическая волокита. Возражений, выдвигаемых противниками постройки, было немало. Но в конце концов команда энтузиастов одержала победу. Хитрец Страусс представил окончательный проект – ко всеобщему удивлению, мост на нем был полностью подвесным и непревзойденным по красоте!

Официальной датой начала строительства моста Золотые Ворота в Сан-Франциско считается 5 января 1933 года. Над проектом трудилась целая команда профессионалов:

  • Заводы Bethlehem, которые по железной дороге поставляли металлоконструкции (говорят, если бы вагоны, в которых везли металл, выстроили в одну линию, то она протянулась бы на десятки километров).
  • Гениальные математики, которым предстояло решить задачу с 33 неизвестными факторами (невероятно, учитывая отсутствие современных технологий!).
  • Простые монтажники. Рисковые люди. Не смотря на максимальные меры безопасности, многие из них тогда погибли. Еще 19 человек выжило чудом – позже их стали в шутку называть «клуб полпути до Ада».

Трудностей было преодолено немало. В ноябре 1936 года были смонтированы последние металлоконструкции, сомкнувшие пролет. Бригада на одной стороне моста уже могла слушать разговоры на другой. Сошлись воедино страховочные сетки. Оставались «последние штрихи».

27 мая 1937 года в шесть утра мост Золотые ворота в Сан-Франциско, наконец, был торжественно открыт. Команда Страусса умудрилась не только уложиться в установленные сроки, но и сэкономить более 1 000 000$ из выделенных средств. США окрестили страной огромных возможностей. Празднование растянулось на недели. В день по мосту проходило по 200 000 тысяч человек.

Через 11 лет ураган сильно раскачал Золотые Ворота, и ему добавили опор. После бетонное полотно заменили стальным, уменьшив вес на 11 тысяч тонн. Затем еще неоднократно укрепляли - так, чтобы мост мог выдержать даже самое сильное землетрясение.

Видео об истории строительства и современном состоянии Golden Gate Bridge

Мост самоубийц

«Мост самоубийц» - неофициальное название Золотых Ворот, получено знаменитым сооружением отнюдь неспроста. Желающих свести счеты с жизнью, как местных, так и приезжих, он притягивает к себе, словно магнитом. И загадка этого непреодолимого влечения не разгадана до сих пор. Экстрасенсы что-то говорят об ауре. Художники – о его подавляющем величии. Психологи напоминают о вхождении в транс при длительном созерцании водной стихии. Как бы то ни было, факт остается фактом. Мост Золотые Ворота – это 2-4 случая суицида в месяц, десятки случаев в год и тысячи за все время существования:

Первый отчаявшийся, 47-летний мистер Уоббер, прыгнул с перил Золотого Моста буквально через пару месяцев после его открытия. Ничто не предвещало тогда беды. Просто прогуливался с другом, просто взял и прыгнул. «Традицию» быстро подхватили.

За право стать пятисотым разыгралась настоящая борьба. Имя «победившего» в этой борьбе неизвестно. Тело не нашли - на память о себе он оставил только неприметный автомобиль, брошенный неподалеку.

«Юбилейным» тысячным стал Эрик Аткинсон. Гражданин Америки. На момент смерти ему было всего 25 лет.

Самому старшему самоубийце перевалило за восемьдесят. Самой младшей не исполнилось и шести – ребенка потянул за собой отец…

Шансов выжить у всех них практически не было. Люди, падая с Золотых Ворот, летят в среднем 4 секунды и ударяются о водную гладь на скорости 140 км/ч. Удар уродует их тела, срывает обувь, рубашки и брюки. Но, тем не менее, счастливчики есть. По данным 2006 года, их всего 26 человек, некоторые из которых после длительного лечения вернулись на злополучный мост, чтобы завершить начатое.

Точное число погибших на сегодняшний день также доподлинно неизвестно. После 997 случая их перестали считать. Побоялись ажиотажа в преддверии круглых цифр.

«Защитить» мост от посягательств самоубийц (или хотя бы уменьшить их число), за всю его историю пытались различными способами. Сейчас он постоянно патрулируется. Работает команда специалистов, прошедших курс по ведению переговоров с террористами, группа промышленных альпинистов и береговая охрана. Вдоль пролетов установлены телефонные аппараты для связи с кризисным центром. Рядом - таблички, заверяющие, что надежда есть, предупреждающие о фатальности прыжка в воду. Но помогут ли таблички людям, которые, приходя на мост, смотрят не вдаль, а вниз?

От офицеров дорожной полиции пользы значительно больше, чем от бездушных телефонов. Некоторые «стражи» работают здесь уже более 20 лет и умеют находить нужные слова. Вечером, когда парковка пустеет, они производят осмотр в поиске пустых машин. Обнаружив – изучают документы, чтобы узнать имена потенциальных жертв. Иногда звуки собственного имени «отрезвляют» стоящих на краю моста.

Отвлекающие беседы и уговоры длятся от 15 минут до нескольких часов. «Похоже на казино – чем дольше у стола, тем больше шансов на победу», - шутят одни офицеры. «Люди, стоящие на краю Золотых Ворот, знают о нас больше, чем родня и друзья», - соглашаются другие. И это работает - многие спасенные в корне изменят свою жизнь и дружат со своими благодетелями многие годы. Бывают и промахи. Если ничего сделать не удалось, старшие группы кричат патрульным, чтобы они отвернулись, а сами смотрят вниз – им нужно знать, куда упадет тело, чтобы сообщить о месте поисков береговой охране.

Документальный фильм "The Bridge" (режиссер Эрик Стил). Создатели фильма, общаясь с родными и близкими самоубийц, пытаются понять, что их сподвигло на этот шаг, и почему они это сделали именно таким образом.

Интересные факты

  • На церемонии открытия Золотых Ворот  перерезали не ленту, а цепь. Вся Америка праздновала рождение гиганта.
  • Пешеходным мост пробыл не долго. Уже через 12 часов после строительства, по сигналу самого Рузвельта, на него въехали первые автомобили.
  • Из-за риска выезда на встречную полосу, ограничение скорости здесь составляет 75 км/ч
  • В по полотну впервые пробежал олененок. Движение останавливали на 20 минут.
  • В 2012 году на Золотых Воротах прошла «выставка обуви самоубийц». Рядом с сотнями пар туфель, кроссовок и ботинок соседствовали начерченные мелом следы тех, чьи тела не нашли.
  • За последние годы с Золотых ворот прыгнуло 85 человек, а с соседнего моста только 14.
  • После 499 самоубийства полиция усиленно патрулировала мост. В итоге спасли 14 потенциальных «юбиляров». Некоторые из них были в футболках «I am 500».
  • Патрульная служба ежегодно снимает с моста десятки потенциальных самоубийц. Особенно «урожайным» выдался 1995 год. Рекордное число суицидов, совершенных в течение месяца, было зафиксировано в августе 2013 года.
  • В 2014 году, с восьмой попытки, после долгих препирательств местная администрация отказалась от нежизнеспособных идей по защите Золотых Ворот и согласовала выделение крупной суммы на специальные защитные конструкции. Подобные установлены на Эйфелевой башне. Работы планируют начать в 2015 году и завершить в 2018 году.
  • На 50-летнюю годовщину моста по нему прогулялось свыше 300 000 туристов и горожан. Среди них человек, родившийся на Golden Gate Bridge.
  • Реконструкция к юбилею моста обошлась дороже, чем само строительство.
  • Золотые Ворота постоянно перекрашивает команда маляров. Дойдя до одного конца моста, они снова начинают с другого – поистине Сизифов труд.
  • Уже через четверть века сумма пошлин за проезд по мосту Золотые Ворота в разы превысила все расходы на его строительство. Благодаря дорожным сборам, ежегодно в городской бюджет поступает около 100 миллионов долларов.

Как добраться?

Большинство экскурсионных автобусов останавливается у Золотых Ворот. Не сложно добраться до него и «своим ходом». Личным автомобилем – автомагистраль 101. Общественным транспортом – автобусом № 28 (посадка на станции GGB toll plaza, время ожидания: 2-4 минуты днем, 20 минут – вечером, цена билета – 2$). Но будьте внимательны: автобус №28 идет до моста, автобус № 28 limited – не идет!

Полезная информация
Адрес
Golden Gate Bridge, San Francisco, CA 94129, Соединенные Штаты
Официальный сайт